Защита уникальных памятников-свидетелей культурного наследия — Блог Исторического музея

Защита уникальных памятников-свидетелей культурного наследия

Серия Fine Art Facsimile Editions (Точные факсимильные издания произведений изобразительного искусства) помогает сохранить уникальные рукописи, представляющие большую ценность, и приблизить их к читателю.

Как специализированное издательство может подключиться к работе, направленной на сохранение, прежде всего, рукописей – уникальных свидетелей нашего культурного наследия? Для того чтобы сберечь рукописные сокровища издательство Mueller & Schindler Publishers выпускает серию Fine Art Facsimile Editions. Как мы работаем, почему занимаемся изданием рукописей?

Манускрипты всегда играли важную роль как средство передачи информации, например, религиозных посланий, приказов властей, сообщений о важнейших событиях. Поэтому такие «носители» информации изготовлялись с высоким качеством, украшались драгоценными материалами, над их созданием трудились лучшие художники, поскольку художественное оформление должно было соответствовать внутреннему содержанию.

Рукописи обладают двумя весьма специфическими физическими свойствами. Во-первых, они долговечны. Однако вследствие того, что большинство рукописей написаны на бумаге (или пергаменте), они весьма хрупкие, поэтому с ними следует обращаться весьма осторожно.

Во-вторых, конструкция книги такова, что, к счастью, она помогает ее сохранить, так как переплет предохраняет книгу от воздействия влаги и света. Таким образом, при хранении в надлежащих условиях рукописи вполне могли сохранить яркость красок и блеск золота вплоть до наших дней, как и задумывали их создатели сотни лет назад.

Еще одной особенностью рукописей является то, что они подвержены порче, но при этом представляют собой уникальное окно в прошлое.

Книга с миниатюрами итальянского художника Пачино ди Буонагвида
Книга с миниатюрами итальянского художника Пачино ди Буонагвида

Чувствительность к воздействию внешних факторов означает, что нельзя получить доступ к рукописям в подлиннике по первому требованию. Рукописи – уникальные раритетные письменные памятники. Они могут быть утеряны или украдены, например, 20 лет назад в Италии был украден молитвенник. К счастью, молитвенник не утрачен полностью, поскольку за несколько месяцев до кражи он был оцифрован. По крайней мере, у нас есть книга, выпущенная в серии факсимильных изданий произведений изобразительного искусства, которая точно воспроизводит оригинал.

В любом случае для издания точного воспроизведения оригинала требуется несколько месяцев. Сначала рукопись необходимо оцифровать. Как уже отмечалось выше, оригиналы весьма хрупкие.

Книжный стол
Книжный стол

Для оцифровки издательство Mueller & Schindler разработало специальный столик для книг (специальная рама, позволяющая фиксировать книгу в раскрытом виде, чтобы не повредить ее). Оцифровка проводится при помощи специальной камеры с разрешением 50 мегапикселей и ламп холодного света (2700 лк). Во время оцифровки рукописи каждая страница подвергается мгновенному воздействию света только во время работы камеры; этот метод лучше оберегает оригиналы, чем сканнеры.

Следующий этап – весьма трудоемкий процесс допечатной подготовки. Необходимо просмотреть каждую страницу, внести в нее исправления и подготовить для печатания. Особое внимание уделяется подготовке металликов – золота или серебра. Каждый элемент рукописи, выполненный золотом или серебром, необходимо откорректировать вручную, даже если ширина некоторых строк не превышает один пиксель.

Сравнение оригинала и копии
Сравнение оригинала и копии

Затем изготовляется первый пробный отпечаток, который сравнивается с оригиналом. Вносятся необходимые исправления, и отпечаток вновь сопоставляется с оригиналом. В некоторых случаях приходится использовать плашечные цвета, чтобы отпечаток соответствовал по тону оригиналу (сравнение изображений).

Для добавления раскраски золотом и серебром применяются разные методы и материалы в зависимости от особенностей оригинальной рукописи – от золотой и серебряной фольги или металлической пыли до золота 23 карат. Иногда необходимо наложить патину для воспроизведения внешнего вида оригинала, а также книжных знаков, если они присутствуют на переплете, с применением методов переплета высокого качества (изображение золотого тиснения).

До переплета рукописи каждый лист в разворот обрезается в соответствии с размером листа в оригинале, затем сгибается пополам и прошивается вручную, потом из листов сшивается книжный блок. Обложка изготовляется из того же материала, что и переплет оригинальной рукописи, полностью воспроизводится тиснение – блинтовое (бескрасочное) или тиснение золотом или серебром или золотой фольгой. Тиснение может выполняться даже с использованием нескольких цветов. Рукописи переплетаются вручную на основе старинных традиций. Специальные контейнеры или футляры помогают защитить факсимильные тома от повреждений.

Изготовление перелёта
Изготовление перелёта

Сегодня издания, вышедшие в серии Fine Art Facsimile Editions, могут заменить оригиналы и предотвратить их порчу.

Точные факсимильные издания рукописей, воспроизводящие во всех деталях оригинальные творения, можно:

  • экспонировать на выставках; можно даже разрешать посетителям брать их в руки;
  • передавать образовательным учреждениям, например, университетам и школам, чтобы ученики и студенты могли увидеть и даже дотронуться до этих свидетелей культурного наследия;
  • вручать почетным гостям и важным лицам в качестве ценных подарков, или высоким гостям, прибывшим в страну с официальным визитом, в качестве памятных подарков; в этом случае факсимильные издания издаются в уникальном переплете с декорированными вставками, украшенными золотом (раскрашенными от руки). Факсимильное издание – не просто книга, оно отражает ценность, как рукописи, так и значение культурных традиций, в соответствии с которыми создавался манускрипт. В реальности рукописи – своеобразные посланники прошлого, рассказывающие нам обо всех достижениях культурного наследия человечества;
  • передавать в дар библиотекам и университетам разных стран мира для достижения той же цели распространения знаний о культуре и ее большом разнообразии.

Издательство Mueller & Schindler также выпускает факсимильные издания в цифровом формате. По мере развития цифровизации основных данных издание электронных книг и приложений для компьютеров, планшетов и мобильных телефонов еще в большей степени способствует активному распространению, как самих рукописей, так и комментариев к ним.

Библия
Библия

С 1965 года издательство Mueller & Schindler выпускает серию факсимильных изданий Fine Art Facsimile Editions. За более чем 50 лет было выпущено столько же изданий рукописей с применением новейших технологий и сложнейших методов, точно воспроизводящих рукописи и мастерство, с которым они были изготовлены. Только лучшие факсимильные издания помогут сохранить наше культурное наследие; это то, чем занимается наш издательский дом более 50 лет.

Александр Вильгейм, Mueller & Schindler
Александр Вильгейм, Mueller & Schindler

Материалы подготовлены Натальей Шишлиной и Кириллом Гусевым

Описание факсимильных изданий

Книга путешествий XIV в. «Приключения Сэра Джона Мандевиля»
Книга путешествий XIV в. «Приключения Сэра Джона Мандевиля»

Книга путешествий XIV века «Приключения Сэра Джона Мандевиля»
Средневековое фантастическое путешествие: повествование о приключениях Джона Мандевиля, содержащее описание фантастических существ, которых автор встречает по пути в Китай. Книга оказала влияние на Христофора Колумба, отправившегося на поиски нового пути в Азию (и открывшего, в конечном счете, новый континент).
Оригинал (инвентарный номер Français 2810) хранится в Национальной библиотеке Франции. Книга написана в Париже приблизительно в 1410 году. Размер: 28,9 × 42,5 см. Содержит 73 миниатюры.
Книга издана в переплете из натуральной кожи с тиснением золотом. Отдельный том с комментариями на английском языке. Ограниченный тираж в 900 нумерованных экземпляров.

Псалтырь из Сент-Олбанса
Псалтырь из Сент-Олбанса

Псалтырь из Сент-Олбанса
Псалтырь из Сент-Олбанса – английская рукописная книга XII века с псалмами Ветхого завета. В настоящий момент подлинник хранится в епископальной библиотеке церкви святого Годхарда в Хильдесхайме (Германия); отдельные части псалтыри находятся в музее Шнютген в Кельне (Германия). Инвентарный номер M694.
Псалтырь состоит из 211 листов размером 18,4 × 27,6 см и содержит 46 миниатюр и 214 инициалов, украшенных виньетками и узорами большого размера.
Книга издана в переплете (из натуральной кожи цвета бордо с тиснением блинтом), который воспроизводит английский переплет XII века. Футляр из кожи, тисненной золотом. Отдельный том с комментариями на английском языке. Ограниченный тираж в 1125 нумерованных экземпляров.

Книга с миниатюрами итальянского художника Пачино ди Буонагвида
Книга с миниатюрами итальянского художника Пачино ди Буонагвида

Книга с миниатюрами итальянского художника Пачино ди Буонагвида
Книга состоит из 38 полосных миниатюр, повествующих о жизни Иисуса Христа; миниатюры созданы Пачино ди Буонагвида, одним из самых известных иллюстраторов рукописей, принадлежавших к «кругу Джотто», который жил в итальянском городе Флоренция. Оригинал хранится в Библиотеке и музее Моргана в Нью-Йорке (США). Инвентарный номер M.643.
Все украшенные золотом детали воспроизведены в факсимильном издании с использованием золота 22 карата. Книга состоит из 19 листов размером 24,5 × 17,6 см и включает 38 полосных миниатюр со сценами из жизни Иисуса Христа, сценами из Ветхого Завета, а также сценами из жизни Бернардо де Вилламанья.
Книга издана в переплете из натуральной кожи с тиснением золотом. Отдельный том с комментариями на английском языке. Ограниченный тираж в 900 нумерованных экземпляров.

Квадриптих Симона Бенинга
Квадриптих Симона Бенинга

Квадриптих Симона Бенинга
Квадриптих Стайна представляет собой собрание из 64 замечательных миниатюр, рассказывающих о жизни Иисуса Христа, на пергаменте, наклеенных на бумагу и закрепленных на четырех деревянных панелях. Автор квадриптиха – фламандский живописец середины XVI века Симон Бенинг, один из самых известных книжных иллюстраторов в истории Западной Европы.
Оригинал хранится в Музее искусств Уолтерса в Балтиморе (США). Инвентарный номер W 442. Четыре панели по 16 миниатюр на каждой (размер каждой панели: 33,8 × 27 см; размер каждой миниатюры: 7,2 × 5,3 см). Каждая панель помещена в золоченую деревянную раму.
Отдельный том с комментариями на английском языке. Ограниченный тираж в 800 нумерованных экземпляров.

Атлас городов земного мира Ф. Хогенберга и Г. Брауна
Атлас городов земного мира Ф. Хогенберга и Г. Брауна

Атлас городов земного мира Ф. Хогенберга и Г. Брауна
Атлас с планами городов разных стран мира, изданный в XVII веке в 6 томах; размер каждого тома: 28 × 41 см; в одном из томов приведены планы российских городов (Москвы, Гродно, Кенигсберга). Произведение насчитывает приблизительно 1600 страниц и более 600 изображений.
Оригиналы хранятся в различных библиотеках Германии.

Protecting unique witnesses of cultural heritage

Faithful Fine Art Facsimile Editions help to preserve and present precious and unique manuscripts.

How a specialized publishing house can be part of the important task of protecting especially manuscripts as unique witnesses of our cultural heritage: Mueller & Schindler Publishers is producing Fine Art Facsimile Editions as faithful reproductions to protect the precious originals. But how do we do that — and why manuscripts?

Manuscripts always have been important to transport content: messages of faith, messages of power — messages of the utmost importance. Due to this importance, these „vehicles“ have been produced in the highest quality possible, using precious materials by the best artists available to match the message’s outer appearance to its inner value.

Now, especially for manuscripts, there are two very specific physical qualities. For one thing, durability. Mostly made of paper (or parchment), those materials are delicate and need very special care.

For the other, fortunately, the nature of books is helping: protected by their covers, influences such as humidity and light were kept out. Therefore these books – when well guarded – had the chance to keep their brilliance of colours and the shining of gold until today, as their creators hundreds of years ago had intended.

So there are two key qualities: vulnerability, but on the other hand a unique window back into time.

Vulnerability means that such manuscripts cannot be presented at will. And — they are unique single objects. Should something happen to them, they are lost — like being stolen, like it happened to a Prayer Book in Italy some 20 years ago.

This is by the way a very good example, as fortunately, this manuscript had been digitalized just a few months before it was stolen. So, at least a true-to-the-original reproduction, a Fine Art Facsimile Edition is still available, and it is not a complete loss.

In any case, it is a long way from the original to a faithful reproduction — it takes at least several months to finish. The first step is the digitalization. As stated out before, the originals are very delicate.

For digitalization Mueller & Schindler has developed a special book table (a book rocker, designed to hold old manuscripts open without endangering them). We digitize with a special camera with 50 megapixel, and we use cold light with 2700 lux. During the digitalization, each page is exposed for as little time as possible to the light, just during exposure; this is way more preserving to the originals than using a scanner.

Then, the really hard works starts: pre-press. Each page has to be reviewed, corrected and prepared for the printing process. A special task is the preparation of metallic colours such as gold or silver. Each gold or silver part has to be edited by hand: even down to a width of just one pixel for some lines.

Then, a first hard-proof is made, which is compared to the original. We make the necessary corrections and compare again — until the results are satisfying. In some cases, we have to use spot colours to match the original´s state. (image comparison).

For attaching gold and silver, depending on the characteristics of the original, respective techniques and materials are used – from gold and silver foils or metallic dust to 23K real gold. Sometimes, it is necessary to attach patina as well to reproduce the original adequately — and if present hallmark structures as well, using high-grade bookbinder techniques. (image gold).

Before the binding, every double leaf is individually cut according to the original, and then folded and sewn by hand to get the body of the book. The cover itself is made of the same materials as the original cover, and every embossing is being reproduced — be it blind (without colours), with gold, silver or coloured foils. Even the use of several different embossing colours is possible. The binding process is completely done by hand, following centuries-old craftsmanship traditions. Adequate cassettes or boxes help to protect the facsimile volumes. (images leather, embossing).

These Fine Art Facsimile Editions can now replace the originals, keeping them safe all over the world, without harming them.

True-to-the-original in every aspect, such perfect replicas of manuscripts can be of multiple service:

  • They can be displayed in exhibitions, even be touched by the visitors
  • They can be given to educational institutions like universities and schools, so that pupils and students can see and touch — can experience with all their senses — these witnesses of cultural heritage.
  • They can be used as highly valuable gifts for important persons — even as uniquly bound copies with real gold attachments (by hand) for state guests or for state gifts. They not only are simple books, but they also do transport the inner value of the manuscript and, as such, the value of its culture. Manuscripts are in fact ambassadors for all the achievements of human heritage.
  • They can also be donated to libraries and universities all over the world to achieve the same goal: to spread the knowledge of a culture and its wide variety.
  • Mueller & Schindler is also including digital publications for Facsimiles as well. As the basic data is available digitally, e-books and Apps for computers, tablets and mobile phones are being published to even further spread the message, be it the manuscript itself or commentary texts.

Mueller & Schindler is publishing Fine Art Facsimile Editions since 1965. In more than 50 years, the same amount of manuscripts has been reproduced with the latest technologies, but also the most sophisticated craftsmanship techniques available. Only a really perfect Facsimile Edition can help to protect the unique originals and so help to protect our cultural heritage – the main goal of this publishing house for more that 50 years.

Alexander Wilhelm
Mueller & Schindler Image descriptions

Mandeville:
A phantastic journey in the Middle Ages: the voyages of Jean de Mandeville, depicting phantastic creatures and showing his journey to China, have even influenced Christopher Columbus in his search for a new way to get to Asia (while finally discovering a new continent).
The original is kept in the Bibliothèque nationale de France, Français 2810. Created in Paris around 1410. Format: 28,9 x 42,5 cm. 73 miniatures.
Real leather binding with gold embossing, Commentary volume in English. Limited edition: 900 numbered copies worldwide

StAlbans:
The St Albans Psalter is an English collection of the Old Testament Psalms from 12th century. The original MS St. God. 1 is kept in the Episcopal Library of Hildesheim (Germany); parts of it in Schnütgen Museum, Cologne (Germany), Inv. No. M694.
211 leaves in format 18.4 x 27.6 cm. 46 miniature pages, 214 large-size historiated initials. The facsimile binding (Bordeaux red leather with blind tooling) is modelled on a contemporary English binding of the 12th century. Cassette: gold-tooled leather.
Commentary volume in English. Limited edition: 1,125 numbered copies worldwide

Bonaguida:
The Picture Book contains 38 full-page miniatures on the Life of Christ, created by one of the most important book illuminators around Giotto, Pacino di Bonaguida, in Florence, Italy. The original is kept in The Morgan Library & Museum, New York (USA), MS M.643.
All gold parts in this facsimile are reproduced in 22k real gold. 19 leaves in the format of 24.5 x 17.6 cm. 38 full-page miniatures illustrating the life of Christ, Old Testament scenes and the life of Bernardo de Villamagna. Real leather binding with gold embossing.
Commentary volume in English. Both volumes in a cloth box with gold embossing. Limited edition: 900 numbered copies worldwide

Bening:
The Stein Quadryptich contains 64 remarkable miniatures presenting the Life of Christ, presented in four wooden tables. It was created by one of the most famous book painters of Western European history, the flemish artist Simon Bening, in the middle of the 16th century.
The original is kept in the Walters Art Museum, Baltimore (USA), W 442. 4 tables with 16 miniatures respectively (each table 33.8 x 27 cm, each miniature 7.2 x 5.3 cm). Each table in gilded wooden frame.
Commentary volume in English. Limited edition: 800 numbered copies worldwide.

BraunHogenberg:
City views from all over the world from the 17th century, showing Russian cities as well (Moscow, Grodno, Königsberg). Six volumes, each 28 x 41 cm, alltogether approx. 1600 pages with more than 600 images. Originals from different German libraries.